ONLINE-консультант
icq: 675246741

В Москве прошла выставка бурятских мастеров «Бронзовая принцесса»

Традиционно, перед празднованием Сагаалгана, в Москве прошла выставка бурятского искусства. В этом году в выставочном зале Тушино (г. Москва) москвичи увидели экспозицию современной бронзовой пластики. Об итогах «Бронзовой принцессы» рассказала куратор, искусствовед Лариса Николаева.

С 16 по 26 февраля московская публика была покорена работами бурятских скульпторов: Даши Намдакова, Зандана Дугарова, Дмитрия Будажабэ, Гэсэра Зодбоева, Цыденжапа Цыжипова, а также Надежды Супониной, Петра Гармаева и других. Экспозицию дополнила графика Бальжинимы Доржиева, Евгения Болсобоева, Павла Михайлова.

О бурятском творчестве ценители искусства знают по работам Даши Намдакова, Дмитрия Будажабэ, но в этот раз, 20 мастеров вызвали  неподдельный интерес  у знатоков и любителей.

Большие надежды

На сегодня традиции бурятской скульптуры развиваются, появляются молодые творцы, в чьих работах присутствует стилизация, заложенная бурятской школой, но всё больше элементов — авторских особенностей, которые заметны в неожиданных решениях.

Выставка в Москве вызвала много положительных откликов. В свою очередь  Музей Востока предложил организовать подобную выставку, которая, возможно, пройдет через два года. В связи с этим Гильдия антикваров и коллекционеров обратила внимание на скульптуры как на художественное явление, а не как на мастерство одного художника. Понятно, что Даши Намдаков востребован, его работы ценятся по всему миру, но без плеяды молодых авторов о бурятском искусстве как о художественном явлении не могло быть и речи.

Как рассказала Лариса Николаева, молодые художники, на фоне известных, создают контекст и направленность, ценители искусства увидели, что кроме Даши Намдакова и Дмитрия Будажабэ в Бурятии трудятся большое количество талантливых скульпторов. Это как история с голландцами, есть великие: Босх, Брейгель, Ян Вермеер, а есть мелкие, но о них мы мало, что знаем, но без них первые кажутся уникальными и случайными лицами в искусстве. Так с молодыми последователями можно говорить о существовании в Бурятии школы бронзового литья, то есть речь идет о феномене, который прочно займет позиции и будет считаться культурным явлением бурятского народа.

На сегодня работы мастеров находятся в галерее Ханхалаев (г. Москва) и в арт-галерее «Дача» (г. Москва).

Художественный рынок

Во времена коммерческих отношений мастера заинтересованы в том, чтобы их работы пользовались спросом, поэтому внимание Гильдии антикваров и коллекционеров для них немаловажно. К тому же этот пласт ценителей искусства считается самым обеспеченным, а самое главное они готовы продвигать этнотворчество.

Как уточняет Лариса Николаева, в связи с вызванным интересом, стоимость работ опытных художников возрастет, появится спрос на творение молодых, а коллекции  будут цениться по всему миру. Поэтому искусствовед призвала молодых авторов усложнить элементы своих скульптур и выполнять их небольшим тиражом, дабы избежать возможных подделок.

Ценитель искусства Валерий Цыренжапов отметил, что бурятское творчество уникально и неповторимо, но к сожалению даже самые обеспеченные улан-удэнцы не спешат обзавестись подобной радостью, чего не скажешь о жителях соседнего города. В Иркутске бурятских художников очень любят. Есть такие, кто долгое время копит, чтобы приобрести уникальную вещицу, а люди со средствами, не скупясь, тратят деньги, чтобы заполучить заветный предмет. Еще он посоветовал молодым скульпторам подумать над стоимостью своих работ, ведь в Москве их продают со стопроцентной надбавкой.

— В Бурятии развивается бронзовое литье, Даши Намдаков многое сделал для этого. Единственное, молодым скульпторам надо много трудиться. Недавно возил работы Петра Гармаева в Питер, все были в восторге. Кстати, в этот раз в Тушино, эстонцы заинтересовались выставкой. Сейчас появилась возможность состояться на российском рынке, что даёт шанс, в будущем, попасть на мировой, — поделился Валерий Цыренжапов.