ONLINE-консультант
icq: 675246741

Изобразительное искусство Бурятии. (0+)

На выставке представлены живопись, графика и скульптура Бурятии (XX – XXI вв).

Изобразительное искусство Бурятии в 1920-30-е годы характеризуется интенсивным развитием художественной жизни в республике. В 1925 году при Бурятском ученом комитете организуется художественная секция, основной формой работы которой, была организация выставок художников разной профессиональной подготовки. Активное участие в этих вернисажах принимали, как  выпускники художественных училищ Иркутска и Читы (Ц. Сампилов И. Дадуев, А. Хангалов, Р. Мэрдыгеев, А. Аржиков), так и  художники-иконописцы (Г. Эрдынийн, О. Будаев) и народные мастера.

Основным жанром в живописи в 20-30-е годы была сюжетно-тематическая картина с историко-бытовым, фольклорным содержанием. Этнографическая направленность произведений была обусловлена специальным постановлением  Буручкома, чтобы зафиксировать реалии жизни бурятского народа, уходящие в прошлое.  Художники правдиво и искренне запечатлели на своих полотнах родной, знакомый до мельчайших подробностей, быт предков. Картина Р. Мэрдыгеева «Тайлаган» с легкой иронией воспроизводит старинный обряд жертвоприношения, которому испокон веков поклонялись  буряты.  В картине «Шаман не лечит, а калечит»  И. Аржиков отразил свое критическое отношение к повседневной жизни  того времени.  «Буха-Нойон» И. Дадуева переносит зрителя в мир народных сказаний о легендарном прародителе одного из древних родов.  Но сегодня эти произведения воспринимаются как художественная историко-бытовая  летопись бурятских племен.

Самобытный художник Г. Эрдынийн приобрел навыки рисования при агинском дацане. Его рисунки и акварели отражают  степную жизнь агинских бурят с их праздниками и буднями. Графические листы выполнены точным, почти микроскопическим рисунком, с соблюдением пропорций и перспективы, с умелой компоновкой фигур и предметов в пространстве.

Профессионально сложившимся художником в те годы был Ц. Сампилов. Выдающееся дарование и огромное трудолюбие позволили Ц. Сампилову создать уже в 30-е годы свои лучшие произведения «Арканщик», «Любопытные быки». Труд пастухов и табунщиков является ведущей темой в творчестве  Ц. Сампилова. Мотив всадника, арканящего дикую лошадь в степи, оказался находкой. В нем воплотился образ степи, в котором  природа и человек слились воедино. В картине «Серый день», написанной в 1946 году, художнику в незатейливом пейзаже удалось передать высокое чувство любви к Родине.

Д. Тудупов  в 1940-е годы учился в Московском художественном институте им. В.И. Сурикова и его дипломной работой была картина «Борцы», которая представлена на экспозиции.

Изучение художниками конкретной действительности привело к возникновению разных жанров живописного искусства в 1940-50-е годы. Интерес к человеку – носителю новых идеалов жизни отразился в портретном творчестве  А. Тимина. Портреты артиста Канина и писателя Х. Намсараева передают сложный внутренний мир героев.

Плодотворно работали бурятские художники в послевоенный период. Заметно вырос уровень профессионального мастерства  произведений этих лет. Картины  Е. Неволиной «Песнь о мире», «Сеноуборка», М. Воробьева «Весна в Селенгинске», В. Гончара «Сквозь тайгу» пронизаны жизнеутверждающим оптимизмом, торжеством победы, радостью мирного труда. То же ощущение романтического  времени мы видим у А.Окладникова в картине «Байкальские будни».

Годы развития бурятского изобразительного искусства на данном этапе можно рассматривать как накопление профессионального опыта. Основательное изучение народной жизни, русского демократического искусства, расширение и укрепление связей с художниками других регионов – все это явилось основой дальнейшего развития современного искусства.

Стоимость билетов:

взрослый: 100 руб.

пенсионеры: 80 руб.

студенты, инвалиды,военнослужащие- 50 руб.

Дети до 16 лет — 50 руб.

Дети до 4 лет, ветераны ВОВ, реабилитированные лица и лица, признанные пострадавшими от политических репрессий — бесплатно

Стоимость экскурсии — 300 руб.

Справки по тел.: 21-43-93